Главная | Мой профиль | Выход | RSSПятница, 19.04.2024, 11:54

ГОВОРИМ ВМЕСТЕ о причинах закрытия логопедических групп в г.Мариуполь

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Модератор форума: Виктория  
Форум » Дошкольные учебные учреждения и их проблемы » Помощь логопеда » Необходимость обращения к логопеду (При каких условиях обращаться к специалисту-логопеду)
Необходимость обращения к логопеду
ЛюдмилаДата: Вторник, 28.12.2010, 09:54 | Сообщение # 1
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 28
Репутация: 0
Статус: Offline
Вы не правы, если думаете что к логопеду нужно обращаться после 5-ти лет!!!

На самом деле всё как раз наоборот.Чем раньше ребенка посмотрит логопед, тем больше вероятность исправить речь. Почти все речевые нарушения имеют под собой органическую основу, т.е. связаны с недоразвитием или особенностями строения коры головного мозга. А человеческий мозг развивается отнюдь не всю жизнь. Так, например, фонематический слух можно исправить фактически только до 5-6-ти лет, пока формируется зона Вернике, отвечающая за восприятие звуков человеческой речи (утверждают нейрофизиологи). Разумеется, если срок пропущен, не стоит опускать руки – в нашей жизни исправимо всё – просто это займет больше времени.
Кстати, профосмотр у логопеда необходимо проходить ежегодно, начиная с 1-2 лет. Дело в том, что речь, особенно в детском возрасте очень быстро развивается и видоизменяется, и на каждый возрастной период существуют определенные речевые нормы.

Теперь чуть поподробнее, когда стоит начинать беспокоиться:

1) Если ребенок в младенчестве не гулит и не лепечет (т.е. не издаёт забавных звуков типа «кхх, акхх, агы и т.д. и не повторяет сам за собой слоги «бу-бу-бу, та-та-та, ма-ма-ма…), стоит обратиться к логопеду примерно в год. Кстати, возможно не только к логопеду, но и неврологу, неонатологу, сурдологу. Диагнозами пугаться не будем.

2) Если ребенок в 1,5-2,5 года практически не имеет нормальных слов типа «мама», «баба», «би-би», «топ-топ», а говорит на «своём» языке, причем много и активно – бегом к логопеду: возможно это сенсорное нарушение.

3) Если ребенок в 1,5-3 года «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием» - бегом к логопеду, возможно, это моторное нарушение (точнее, экспрессивное).

4)если ребенок 4-5 лет смягчает все звуки: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька» - бегом к логопеду или психологу. В одном случае у ребенка дизартрия, в другом случае, м. б, психологические проблемы, и ребенок так привлекает к себе наше внимание.

5) Если ребенок картавит, гнусавит, шепелявит (извините за ненаучную терминологию) – бегом к логопеду в любом возрасте, потому как искажения звуков самостоятельно не исправятся никогда.

6) Если ребенок пошел в школу, и у него проблемы с письмом – после второй учебной четверти бегом к логопеду: возможно, у ребенка Дисграфия. Или же к психологу, т.к. проблемы с усвоением школьной программы могут быть из-за дефицита внимания.

7) Если у ребенка после какой либо травмы («лёгкое сотрясение мозга») начались проблемы с письмом - пропуски букв, слогов, письмо мимо строчек… - бегом не только к логопеду, но и к невропатологу, т.к, м.б. это симптомы серьёзной черепно-мозговой травмы и афазия…

 
ЛюдмилаДата: Вторник, 28.12.2010, 11:05 | Сообщение # 2
Сержант
Группа: Администраторы
Сообщений: 28
Репутация: 0
Статус: Offline
НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ИЛИ КОГДА НУЖНО ОБРАЩАТЬСЯ К ЛОГОПЕДУ?

Как правильно оценить состояние речи своего малыша? Как и когда ребенок должен заговорить? В каких случаях стоит волноваться, а в каких просто подождать. Как не пропустить момент, когда ему, возможно, понадобиться помощь специалистов? Эти и другие непростые вопросы задают себе те родители, каким не безразлично, каким вырастет их малыш. Предлагаем вам ознакомиться со следующей информацией:

Нормы речевого развития в 1 год :

- Малыш понимает простые просьбы.
- выполняет простые требования.
- Во время игры приносит названную игрушку.
- Показывает разученные сюжетные действия: покачай лялю, покажи у кисы глазки.
- Появляются первые слова

обращайтесь к логопеду если ребенок:

- К году не может произнести ни слова
- Не выполняет простейшей просьбы (покажи, принеси, возьми)
- Не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечание по поводу неправильного поведения.

Нормы речевого развития в 2 года:

- Словарный запас ребенка не менее пятидесяти слов;
- Малыш понимает двухэтапную просьбу (возьми принеси);
- Начинает активно использовать предложения из двух слов («Шапку снять», «Дай чай», «Папе ключи» и др.)

обращайтесь к логопеду если:

- Отсутствует фраза;
- Ребенок плохо понимает обращенную к нему речь;
- Произносит только отдельные слоги («па» - палка);
- Один слог произносит многократно, заменяя им другие слоги («нана» означающее все что угодно).

Нормы речевого развития в 3 года:

- Словарный запас малыша до 250 слов и выше
- Он уже общается предложениями из трех слов
- Использует множественное число существительных и глаголов
- Называет свое имя, пол, возраст;
- Понимает значение простых предлогов.
- Выполняет задания типа «положи карандаши в коробку»

Обращайтесь к логопеду если:

- В три года путает понятия «верх» «низ»;
- Не выполняет последовательно две команды («Подними мячик и дай его мне!»),
- Не составляет фразу из 2-3 слов,
- Не называет известные ему предметы.
- Не различает и не называет основные цвета.

Нормы речевого развития в 4 года:

- В возрасте 4-х лет у ребенка заканчивается овладение грамматикой родного языка.
- В разговоре он использует 10-15 вариантов предложений
- Может рассказать о себе
- Словарь составляет от 250 до 3000 слов

Обращайтесь к логопеду если:

- Не отвечает на простейшие вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?»,
- Речь аграмматична неправильно использует падежные окончания имен существительных, предлогов;
- Неправильно произносит большую часть звуков – дефект смягчения – «тяпки» вместо «тапки», «дём дом», Искажение межзубное произношение звуков «с», «з», «ц», «ч», «щ», смешение – «ш» на «с» «сапка» «шапка», а «ж» на «з» «заба» «жаба»
- Употребляет фразы, состоящие не более чем из 4 слов;

Нормы речевого развития в 5 лет:

- Ребенок правильно строит фразы и произносит все звуки

Обращайтесь к логопеду если вы заметили:

- Нарушение произношения звуков,
- Неправильное построение фразы
- Пропускание согласных звуков там, где они стоят рядом «такан» «стакан»
- Нарушение при согласовании с именами существительных среднего рода (солнцы, окны) или множественного числа (лобы, роты)

Особое внимание, дорогие родители, обращаем на то, что, если ребенок неправильно произносит звуки речи, это может отразится и в письменной речи – у него будет много ошибок! Поэтому все нарушения звукопроизношения необходимо исправить до начала обучения грамоте!

 
ВикторияДата: Вторник, 28.12.2010, 13:08 | Сообщение # 3
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 71
Репутация: 1
Статус: Offline
К ЛОГОПЕДУ СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ ЕСЛИ

К концу 1-го месяца ребенок никогда не кричит перед кормлением.

К концу 4-го месяца малыш не улыбается, когда с ним заговаривают, не гулит

К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у мамы, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.

К 7 месяцам не узнает голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не оттает предпочтение мелодичным погремушкам. Не пытается привлечь к себе внимание каким-либо определенным звуком

К концу 9-го месяца у малыша нет лепета, и он не может повторять за взрослым различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.

К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания, либо ручкой в знак прощения.

К году малыш не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы (покажи, принеси), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.

К 1 году 4 месяцам он не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».

К 1году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.

К 2 годам малыш не может показать части тела, которые ему называет взрослый, не выполняет сложные просьбы типа: «Сходи на кухню и принеси чашку». Не узнает близких на фотографии.

К 2, 5 годам не понимаем разницу между словами «Большой» и «Маленький».

К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.

В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.

В 5 лет речь не разборчива и не понятна для окружающих.

В 6 лет малыш не может пересказать события прошедшего дня, просмотренного мультфильма или прочитанного рассказа. Не правильно произносит звуки родного языка и (или) не различает их на слух.

Так же следует обратиться к логопеду, если Ваш малыш:

- не реагирует на обращенную к нему речь, даже если его называют по имени, но замечает другие, даже очень тихие звуки;

- не прислушивается (как это делают слабослышащие дети), не пытается понять сказанное по губам, не прибегает к мимике и жестам для выражения свои мыслей;

- употребляет перед отдельными словами лишние звуки (а, и);

- повторяет первые слоги или целые слова в начале фразы;

- делает вынужденные остановки в середине слова, фразы;

- затрудняется перед началом речи.

(По материалам сайта www.logopedspb.ru)

И еще, уважаемые родители, когда Вам говорят, что "Ваш ребенок выговорится", что "у всех это происходит по-разному", что "мальчики выговариваются позже"... ПОМНИТЕ, прежде всего то, что ВРАЧИ и ПЕДАГОГИ ТОЖЕ МОГУТ ОШИБАТЬСЯ. Как и все люди. А ВАШ РЕБЕНОК - прежде всего ВАШ, ВАМ его РАСТИТЬ и ВАМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ ГОРЕ-СПЕЦИАЛИСТОВ И ГОРЕ-СОВЕТЧИКОВ.

 
ВикторияДата: Вторник, 28.12.2010, 13:44 | Сообщение # 4
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 71
Репутация: 1
Статус: Offline
А вот рекомендации по поводу необходимости обращения к дефектологу

Ранний возраст - период, когда возможно вести именно профилактику тех или иных нарушений.
Ниже приведена схема, по которой Вы сможете понять, нужно ли обратиться к специалисту.
Во избежание путаницы, на все вопросы отвечайте для себя: утверждение «верно»-«неверно».

Внимательно изучите приведенные данные!


ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ ФУНКЦИИ РЕБЕНКА ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ

Таблица 1

Название реакции - Приблизительный возраст появления реакции
Вздрагивает и мигает при резком звуке - 10 дней

Успокаивается при сильном звуке - 18-20 дней

Прислушивается к голосу взрослого, звуку колоколь­чика - 1 месяц

Прислушивается к звуку погремушки.
Поворачивает голову то в одну сторону, то в другую
(2-3 поисковых движения глазами).
Поворачивает голову в сторону го­лоса, ищет глазами, отвечает
улыбкой на разговор - 2 месяца

Замирает при появлении нового звука на фоне других - 2,5 месяца

Гулит в ответ на речевое общение,
быстро двигает руками и ногами. Прислушивается к музыке.
Выделяет голос матери - 3 месяца

По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии.
Выделяет любимую мелодию. Поворачивает голову в сторону
невидимого источника звука на уровне уха и находит его глазами.
Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение.
Трясет погремушкой, делает паузу и снова трясет.
Слушает говорящего и реагирует на прекращение разговора - 4 месяца

Переводит взгляд с одного говорящего человека на другого.
Различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему
речи, по-разному реагирует - 5 месяцев

Эмоционально реагирует на знакомые голоса.
Отчетливо находит глазами источник звука (лежа).
Прислушивается к шепоту и другим тихим звукам.
Радуется, когда слышит свое имя, быстро поворачивается
в сторону взрослого, произнесшего его - б месяцев

В положении сидя поворачивается к источнику звука.
Повторно произносит слоги, которые есть в его лепете,
вслед за взрослыми («ба-ба, ма-ма») - 7 месяцев

Интересуется предметами, производящими звук - 8 месяцев

Производит плясовые движения под плясовую мелодию
(если они ранее были показаны взрослыми) - 9 месяцев

Замирает, когда ему говорят «нельзя», «подожди».
Подражая взрослому, повторяет новые слоги, которых
нет в его лепете - 10 месяцев

Выполняет движения по просьбе (например, на слово «ладушки»
начинает хлопать в ладоши). Поворачиваясь, находит глазами
источник звука в ближайшем окружении и даже за спиной.
Произносит первые звукоподражания («ав-ав», «кис-кис») и
облегченные слова («Ляля») по просьбе взрослого - 11 месяцев

Легко подражает новым словам, повторяет по просьбе
взрослого два слова из четырех («дай», «на», «бах», «Ляля» и т.д.) - 12 месяцев

По данным Борисенко М. Г., Датешидзе Т.А., Лукиной Н. А. («Учимся слушать и слышать».- СПб.: «Паритет», 2004)

 
ВикторияДата: Вторник, 28.12.2010, 13:55 | Сообщение # 5
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 71
Репутация: 1
Статус: Offline
Если Вы обнаружили, что Ваш малыш НЕ укладывается в нормативы (Таблица 1), то внимательно изучите данные, приведенные, ниже (Таблица 2)!

Признаки возможного нарушения слуха

Таблица 2

Конец 1-го месяца

В ответ на неожиданный и громкий звук:
- нет реакции торможения общих двигательных или сосательных движений;
- не вздрагивает, не моргает.

Конец 2-го месяца

*Не прислушивается к звону колокольчика (на расстоя­нии полутора метров).

Конец 3-го месяца

*Не ищет глазами объект, который издает звуки, не по­ворачивает голову вправо, влево и к источнику звучания; Не реагирует на музыкальные игрушки.


Конец 5-го месяца

*Не прекращает плакать, когда слышит музыку или пение матери.

Конец 6-го месяца

*Не реагирует на шуршание бумаги, которая находится вне поля его зрения.


Конец 7-го месяца

*Не поворачивает голову в сторону источника звука или говорящего человека. Не улыбается, когда вы разговариваете с ним.

Конец 8-го месяца

*Не прислушивается к разговору взрослых. Не замирает, услышав новый звук. Не проявляет интереса к музыке. Не лепечет.

Конец 9-го месяца

*Не реагирует на собственное имя. Не понимает слово «нет», запрета. Не играет с вами в «разговор».

Конец 10-го месяца и 11-й месяц

*Лепет либо отсутствует, либо «монотонно» окрашен.
*Не пользуется голосом, чтобы привлечь к себе внимание.

Конец 12-го месяца и старше

*По просьбе взрослого не показывает на людей или знакомые предметы.
*Не имитирует простые звуки и односложные слова.
*Не реагирует на тихие звуки, издаваемые вне поля его зрения.
*Не поворачивает голову к источнику звука (как тихого, так и громкого).
*Не понимает простые обращения.
*Не проявляет интереса к бытовым звукам, музыке.
*Не пытается говорить.

По данным Жуковой О.С., Балабановой В.П. («Самоучитель для родителей. От рождения до 3 лет».- М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007)

 
ВикторияДата: Вторник, 28.12.2010, 13:55 | Сообщение # 6
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 71
Репутация: 1
Статус: Offline
Если Вы обнаружили, что Ваш малыш укладывается в нормативы (Таблица 1), то внимательно изучите следующие данные (Таблица 3)!

ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ РАБОТЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА

Таблица 3

Конец 1-го месяца

*Не прекращает кричать, когда мама прикладывает его к груди или прижимает к себе. В вертикальном положении не может на мгновение удержать голову.


Конец 2-го месяца

*Не смотрит на маму, когда она заговаривает с ним. Не может приподнять головку на 5 сантиметров от поверхности и удержать ее.

Конец 3-го месяца

*Не улыбается, когда взрослый заговаривает с ним или улыбается ему.
*Лежа на животе, не может удержать голову в течение одной минуты.
*Не может удержать голову на полминуты в вертикальном положении.


Конец 5-го месяца

*Не радуется, когда с ним играют.
*Лежа на животе, не может приподнять туловище, опираясь на предплечья.
*Когда его поднимают из положения лежа на спине, голова отклоняется назад.
*Когда его поддерживают в вертикальном положении под мышками, не пытается опереться на кончики ног.

Конец 6-го месяца

*Не прекращает плакать, когда с ним заговаривают.
*Не различает доброжелательность и недовольство в тоне и мимике взрослого.
*Плохо поворачивается самостоятельно с живота на спинку.
*Неуверенно держит голову, особенно в тот момент, когда его приподнимают за руки из положения лежа на спине.


Конец 7-го месяца

*Не просится на руки к взрослому (не протягивает ручки).
*Лежа на животе, не может дотянуться до игрушки.
*Когда его придерживают в вертикальном положении под мышками, не пританцовывает.

Конец 8-го месяца

*Не проявляет нежность по отношению к маме и близкому человеку (не прижимается к телу, щеке).
*Когда поддерживают за руку, не пытается сесть.

Конец 9-го месяца

*Не различает близких и посторонних людей.
*Не пугается и не стесняется чужих людей.
*Не сердится, когда у него отбирают игрушку.
*Не может повернуться вокруг своей оси и проползти вперед.
*В положении сидя плохо удерживает равновесие и не может повернуться вокруг своей оси.


Конец 10-го месяца

*Не повторяет и не имитирует действия, вызывающие смех окружающих.

Конец 11-го месяца

*Не поддерживает чашку при питье, не может самостоятельно съесть сухарик.
*Не умеет ползать на четвереньках, сидеть с вытянутыми ногами.
*Не может передвигаться, держась за опору.

Конец 12-го месяца

*Не может самостоятельно есть ложкой.
*Не гримасничает, увидев свое отражение в зеркале.
*Не может самостоятельно сделать несколько шагов.

Конец 15-го месяца

*Не играет с мамой в мяч.
*Не может самостоятельно удержать стакан и пить из него.
*Не может самостоятельно стоять в течение 10 секунд.
*Не может свободно пройти 20 шагов.


Конец 20-го месяца

*Не играет с игрушками (с куклой, пирамидкой).
*Не надевает самостоятельно шапку, носки, обувь.
*Не подражает действиям взрослого с предметами быта.
*Не бегает уверенно.
По данным Жуковой О.С., Балабановой В.П. («Самоучитель для родителей. От рождения до 3 лет».- М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2007)

Главное - НЕ ПУГАЙТЕСЬ! Чем раньше Вы заметили нарушения, и чем раньше обратились к специалисту,тем больше шансов на полноценную жизнь для Вашего малыша. Бейте тревогу! Дергайте специалистов разных уровней - районных, городских, областных, требуйте КАЧЕСТВЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА к своему ребенку. ДОБИВАЙТЕСЬ ЕГО, в конце концов. ПОМНИТЕ, что только МАМА и ПАПА могут и должны всесторонне заботится о своем ребенке, ПРИВЛЕКАТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ для решения ОСОБЫХ проблем. А при некоторых диагнозах - ПОМОЩЬ В ПРИВЛЕЧЕНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ОБЯЗАНО ОКАЗЫВАТЬ ГОСУДАРСТВО.
Как этого добиваться - читайте на страничках форума нашего сайта.

 
ВикторияДата: Вторник, 28.12.2010, 14:13 | Сообщение # 7
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 71
Репутация: 1
Статус: Offline
КОГДА СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬСЯ К СУРДОЛОГУ

Сурдолог - это специалист, который занимается диагностикой, лечением нарушений слуха и коррекцией уже имеющихся проблем в этой области - подбором слуховых аппаратов и их настройкой.

Сурдопедагог - специалист, занимающийся развитием речи у глухих , слабослышащих и адаптацией к слуховому аппарату

С помощью теста, приведенного ниже, можно проверить соответствие развития речи и слуха Вашего малыша возрастным нормам. Внимательно ответьте на вопросы и сравните результаты ваших наблюдений с показателями поведения.

Экспресс-тест для родителей (речеслуховой опросник)

(Источник экспресс-теста : Герасимова А.С. «Уникальное руководство по развитию речи/Под редакцией Б.Ф. Сергеева. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 160с.: ил. - (Внимание: дети!)

Вопросы - Поведение

3-6 месяцев

Как реагирует ребенок, когда вы обращаетесь к нему?

При звуках голоса родителей успокаивается или приходит в возбуждение.

Реагирует ли ребенок на ваш голос, даже если в данный момент он вас не видит?

Следит взглядом и поворачивает голову в вашем направлении.

7-10 месяцев

Как реагирует ребенок, слыша знакомые звуки, когда он не видит, что происходит?

Поворачивает голову и плечи в направлении знакомых звуков, когда не видит происходящее. Для того чтобы вызвать реакцию звуки должны быть громкими.

11-15 месяцев

Может ли ребенок показать знакомые предметы и людей, когда его попросят? Например: «Где тетя Надя?», «Найди мячик».
Понимание слов демонстрируется действиями: жестом выполняет просьбу показать предметы или людей.

По-разному ли реагирует на разные звуки?
Тараторит в ответ на голос, пытается кричать, слыша гром, жмуриться, когда ему сердито выговаривают.

Нравится ли ребенку слушать звуки и повторять их?
Повторение, имитация говорят о том, что ребенок слышит звуки и сравнивает их.

15месяцев - 1,6 года

Может ли ребенок показать по просьбе части своего тела?

Выполняет просьбу, показывает руки, голову, глаза, уши иное

Как много слов, действительно что-то означающих, использует ребенок?
В словаре от 15 до 30 слов, произносятся не совсем четко, но понятно, и обозначают определенные предметы или действия

2 года

Может ли ребенок выполнить простые словесные просьбы без Вашей помощи. Например, посмотреть на предмет, указать на него, показать в нужном направлении?
Выполняет несколько простых команд без зрительного подкрепления.

Пользуется ли ребенок названиями знакомых вещей или людей (мама, папа, чашка, булка)?
Пользуется множеством обиходных слов, которые слышит дома.

Нравится ли ребенку, когда ему читают? Показывает ли он картинки со знакомыми предметами, если Вы просите об этом? Напрмер6 «Покажи кота?»
Большинству двухлетних детей нравится, когда им читают, и они показываю картинки по просьбе.

Как ребенок называет себя?

Говоря о себе, называет себя по имени.

Соединяет ли слова в небольшие предложения: Например: «Машина едет». «Пойдем гулять!»
Чаще всего говорит неполными и грамматически неправильно оформленными предложениями.

2,5 года

Знает ли несколько потешек, песенок, стишков? Нравится ли ребенку слушать их? Что он делает, когда слышит знакомый звук?
Многие дети произносят или поют короткие песенки, потешки с удовольствием слушают песни. Если у ребенка нормальный слух и если происходит что-то, приятное для ребенка, он поворачивается посмотреть и спрашивает о том, что слышит.

3 года


Может ли ребенок показать, что понимает значение слов, кроме как называя предмет? Например: «Запусти юлу», или «Дай мне мишку»
Понимает значение и пользуется простыми глаголами, прилагательными, местоимениями. Например: «иду», «мне», «в», «большой» и т.д.

Находит ли Вас ребенок, если Вы зовете его из другой комнаты?

Четко определяет источник звука, находит его.

Использует ли ребенок иногда распространенные предложения?
Время от времени пользуется ими.

 
ВикторияДата: Вторник, 28.12.2010, 14:14 | Сообщение # 8
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 71
Репутация: 1
Статус: Offline

4 года

Расспрашивает ли ребенок Вас о событиях, которые произошли недавно? Например, о походе в зоопарк, о дне рождении папы.
Дает связанные комментарии о недавних событиях, о пережитом.

Может ли ребенок выполнять две команды, одну за другой? Например: «Света, найди папу и скажи, что обед готов»

Выполняет две последовательные команды.

5 лет

Понимают ли ребенка посторонние люди?
Речь разборчива, понятна, только некоторые слова могут произноситься неправильно.

Может ли ребенок поддерживать разговор с другими детьми и знакомыми взрослыми?

Большинство детей может вести разговор, если словарный запас отражает реальный опят ребенка.

Начинает ли ребенок предложения со слова «Я» вместо «мне» и «он» вместо «его»?

Местоимения использует правильно.

6 лет


Правильно ли ребенок произносит звуки родного языка?

Практически все звуки произносит правильно.

Может ли ребенок рассказать сказку, содержание мультика или описать что-либо без Вашей помощи?

Самостоятельно рассказывает, описание не только недавние события, но и то, что произошло в прошлом.

Может ли ребенок по Вашей просьбе говорить громче или тише?

Говоря, учитывает расстояние между собой и собеседником, самостоятельно регулирует громкость.

Критичен ли ребенок к своей речи?
Большинство детей понимает, что говорить нужно правильно и осознает дефекты своего звукопроизношения.

Если Вам кажется, что Ваш малыш недостаточно хорошо слышит, мало или совершенно непонятно для окружающих говорит, обратитесь к врачу-сурдологу, к учителю-логопеду, неврологу. Слух можно поверить в любом возрасте, так же как и проконсультироваться у логопеда.

 
ВикторияДата: Вторник, 28.12.2010, 14:29 | Сообщение # 9
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 71
Репутация: 1
Статус: Offline
КОГДА НЕОБХОДИМО ПРОКОНСУЛЬТИРОВАТЬСЯ С НЕВРОЛОГОМ

Дети от 0 до 1 года

* Малыш беспокоен, нарушен сон (засыпает тяжело, сон поверхностный, часто просыпается, вскрикивает во сне);
* Вялость или, что бывает чаще, с возбудимость ребенка.
* Много кричит, при крике у него дрожит подбородок,
* Часто срыгивает, реагирует на ухудшение погоды
* Ребенок плаксив, легко возбуждается и трудно успокаивается,
* Запрокидывает головку, повышен тонус, страдает от внутричерепного давлении и т.д. и т.п
* При опоре на "цыпочки" или стопу поджимает пальчики;
* При повышении температуры тела подергивания (судороги)


Дети от года и старше

•· Шумным и беспокойным, а подчас прямо-таки агрессивным поведением он напоминает маленького разбойника, не признает запретов, ему трудно сосредоточиться на книге или настольной игре, требующей внимания и терпения?

•· Часто бывает не в настроении, плачет и капризничает по малейшему поводу, выглядит хмурым, отличается рассеянностью и частой сменой настроения?

•· Чувствует и ведет себя неважно при перемене погоды и магнитных бурях?

•· Периодически жалуется на головную боль, носит шапки и панамки большего размера, чем сверстники? Окружность головы годовалого ребенка в норме равна 46 см, в 2 года 48 см, в 3-4 года - 49 см, в 5 лет - 50 см, а затем она увеличивается примерно на 1 см в год до "взрослой" величины - 55-58 см.

•· Плохо приживается в коллективе, с трудом привыкает к новой обстановке?

•· Кажется неловким и неуклюжим, не вписывается в подвижные игры, требующие слаженности движений?

•· Быстро стаптывает обувь, при ходьбе чуть косолапит, ставя ноги носками внутрь, нагружает не всю стопу целиком, а только ее внутренний край и носочки?

•· Заикается или неправильно произносит слова, не так хорошо, как хотелось бы, запоминает детские стихи, не может внятно пересказать отрывок из только что прочитанной сказки?

•· Перед засыпанием ритмично покачивает головой или раскачивает туловищем, сосет пальцы, обкусывает ногти, машинально перекатывает в руках мелкие предметы или наматывает прядь волос на палец, гримасничает - словом, замечен во "вредных привычках"?

 
ВикторияДата: Вторник, 28.12.2010, 16:38 | Сообщение # 10
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 71
Репутация: 1
Статус: Offline
Нарушения речи,- какие они бывают

* Дислалия
* Дизартрия
* Алалия
* Заикание
* Ринолалия
* Тахилалия
* Брадилалия
* НПОЗ (нарушение произношения отдельных звуков)
* ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)
* ОНР (общее недоразвитие речи)
* Дисграфия
* Дислексия

 
ВикторияДата: Вторник, 28.12.2010, 17:10 | Сообщение # 11
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 71
Репутация: 1
Статус: Offline
"Местные" специалисты из Управления образования выделяют только две категории (прим. авт. - по их терминологии "контингент" biggrin ) детей:
1) ОНР-общее недоразвитие речи (в т. ч. с алалией, с дизартрией, и ЗПР) (Прим. - Детей с ЗПР "включают в состав групп, если не хватает мест в группах для детей с задержкой психического развития).

2) ФФНР - фонетико-фонематическое недоразвитие речи.

Кстати, из 1029 детей, посещающих логогруппы на сегодняшний день, детей с ФФНР только 21,3%. Это как раз те дети, которые, согласно законодательства, могут получать помощь в условиях логопункта, и, используя терминологию местного Управления образования НЕ "выговорились" до 5 лет. Процент детей с ФФНР, получающих помощь в логогруппе второй год на сегодняшний день составляет 3,1% от детей с диагнозом ФФНР и только 0,7% от общей численности,получающих специальное образование.

Что касается ОНР - это 78,7% от обучающихся на сегодняшний день (в т.ч.- 0,4% с алалией (т.н. "безречевые дети"), 0,6% - с дизартрией (нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной работой нервов, обеспечивающих связь речевого аппарата с ЦНС), и 0,9% - с задержкой психического развития). Это при условии совпадений мнения ПМПК и городского психоневролога...

Что мы имеем? А то,что большинство детей НЕ СМОГУТ получить качественную помощь в условиях логопунктов. Специалисты УО утверждают, что у нас супер-логопеды, но пусть каждый из логопедов-практиков, а не теоретиков, кинет в меня камень, если я не права.
И по заверениям УО из около 900 нуждающихся детей (которые не попали в спец группы) -19% детей с ОНР. То есть их мы смело можем добавить к имеющимся показателям на следующий год.

А теперь арифметика... 78,7%+19%=97,7% То есть заполняемость спецгрупп на следующий год детьми только с диагнозом ОНР!!!!!! А есть еще более 700 нуждающихся деток с ФФНР, которым как раз бы и не помешали логопункты....
Вот такая математика. Выходит, что логогруппы НЕЛЬЗЯ ЗАКРЫВАТЬ. А логопункты открывать ДОПОЛНИТЕЛЬНО!!! Или "догружать" этой работой логопедов с соответствующими по закону доплатами.
А что было бы, если бы мы, родители, не возмутились, и позволили бы им сделать 10 логопунктов на город как они хотели, и пару школ типа "Альтер-Эго" с платными логопедическими услугами?

 
ВикторияДата: Вторник, 28.12.2010, 17:46 | Сообщение # 12
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 71
Репутация: 1
Статус: Offline
"16 вопросов логопеду" от Елены ВРЕНЁВОЙ, учителя-логопеда из г. Москва

Дети с нарушениями развития, безусловно, нуждаются в квалифицированной помощи коррекционного педагога. Но в не меньшей степени им нужна адекватная помощь родителей. При отсутствии достаточно эффективного и раннего скрининга развития ребенка именно родители, заподозрив отставание или нарушение в развитии, должны обратиться за помощью к специалистам и сами активно включиться в коррекционную работу. Ведь никто лучше мамы и папы не найдет оптимального подхода к ребенку и никто так остро не заинтересован в конечном результате. Поэтому нужно повышать компетентность родителей в вопросах развития и здоровья детей.
Мне как практикующему логопеду, работающему в детском саду комбинированного вида, часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда родители 4–5-, а иногда и 6-летних детей не подозревают о серьезности нарушений речи и психического развития, считая, что у их ребенка все в порядке. Предложение перевести ребенка в логопедическую группу пугает многих родителей, воспринимается как трагедия. Бывает, они отказываются от логопедической помощи под самыми разными предлогами. Требуются индивидуальные беседы с каждой мамой, чтобы убедить ее в целесообразности перевода ребенка в специализированную группу.
В этой статье я попытаюсь ответить на некоторые вопросы, услышанные от родителей.

Чем занимается логопед?

Вопреки распространенному мнению логопед не только «ставит» звуки. Работа логопеда в коррекционной группе начинается с развития у детей внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти и мышления. Без этого невозможно наладить полноценный образовательный процесс. В задачи логопеда входят расширение и обогащение словарного запаса детей, развитие связной речи и обучение грамоте, исправление грамматических ошибок.
Кроме владения методиками коррекции устной и письменной речи, логопед знаком с основами невропатологии, психопатологии, патологии органов слуха и речи.

 
ВикторияДата: Вторник, 28.12.2010, 17:47 | Сообщение # 13
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 71
Репутация: 1
Статус: Offline
В каком возрасте пора показать ребенка логопеду?
Мнение, что ребенка надо приводить на прием к логопеду в пять лет, устарело. К этому возрасту речь ребенка уже во многом сформирована, поскольку благоприятным периодом для развития речи является возраст 2–3 года. Именно тогда надо интересоваться, все ли хорошо у ребенка с речью. И даже если логопед в поликлинике скажет, что развитие ребенка соответствует возрасту, надо ежегодно посещать логопедический кабинет, чтобы отслеживать динамику формирования речи. Ведь то, что было нормой в три года, для четырех лет становится отставанием. Если у мамы были проблемы во время беременности или родов, ребенок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно следить за становлением речи. Тогда маме не придется слышать от логопеда вопрос: «А где вы были все это время?».
Сейчас активно разрабатываются методики ранней (до года) диагностики тяжелых нарушений речи, система помощи детям такого раннего возраста еще недостаточно развита. И все же чем раньше выявлено нарушение, тем более эффективной окажется его коррекция.
Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?
Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»). К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов. К двум годам ребенок уже правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г. Если к 2,5 года у ребенка не формируется элементарной фразовой речи – значит, темп его речевого развития отстает от нормы. В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда). К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц), а также ы, э, несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звукир, л обычно появляются к 5–5,5 года. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.
Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно – с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.
 
ВикторияДата: Вторник, 28.12.2010, 17:48 | Сообщение # 14
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 71
Репутация: 1
Статус: Offline
Могут ли родители сами исправить речь ребенка?
Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилась масса книг, помогающих родителям развивать речь ребенка, например:Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя; Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения; Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи.
Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься.
Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:
– нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка;
– желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
– общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике;
– следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
– ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.

Как попасть на занятия к логопеду?
Логопедическая помощь оказывается логопедом поликлиники, детского сада или школы. Иногда логопеды работают в домах культуры, различных центрах. По сути, это те же специалисты, имеющие высшее дефектологическое образование.
Если вы решили обратиться к логопеду, сначала надо побывать в поликлинике. Логопед поликлиники консультирует родителей по вопросам развития речи, проводит диспансеризацию в детских садах и школах и занимается коррекцией несложных нарушений речи у детей самого разного возраста. Он же направляет ребенка при более выраженных нарушениях на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) для уточнения диагноза и (при необходимости) определения в коррекционную группу детского сада.
В детском саду при наличии ставки логопеда занятия с детьми могут проводиться либо на логопункте, либо в специализированных группах. На логопункт берутся дети из массовых групп с нетяжелыми нарушениями речи. Логопед сам выявляет таких детей и проводит с ними занятия несколько раз в неделю.
Если в детском саду есть такая группа, логопед занимается только с зачисленными в нее детьми. В основном это дети с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи, заикание). Для зачисления необходимо, чтобы возраст ребенка соответствовал комплектуемой группе (как правило, 4 или 5 лет на начало обучения), имелись необходимые справки от специалистов поликлиники (окулиста, психиатра, логопеда, отоларинголога) и направление от ПМПК. Комплектование групп обычно проходит с января по май, занятия начинаются с 1 сентября следующего учебного года. Обучение длится 2 или 3 года.
Логопед школы (если он есть) сам отбирает детей для занятий. Часть времени он тратит на исправление неправильного произношения звуков, большую часть времени занимает исправление нарушений письма и чтения.

 
ВикторияДата: Вторник, 28.12.2010, 17:50 | Сообщение # 15
Лейтенант
Группа: Модераторы
Сообщений: 71
Репутация: 1
Статус: Offline
Не ухудшится ли речь моего ребенка в логопедической группе?
Нельзя полностью исключить вероятность того, что на начальном этапе ребенок станет подражать кому-либо из детей, с кем проводит значительную часть времени и чья речь значительно хуже, чем у него. Но это происходит редко, и по мере обучения и собственные, и приобретенные ошибки будут исчезать.

Может ребенок преодолеть речевые проблемы, если останется в окружении нормально говорящих сверстников?

Безусловно, нормальная языковая среда благотворно влияет на формирование речи ребенка. Однако далеко не всегда он может справиться с проблемами самостоятельно. Доказательством тому служат взрослые, имеющие проблемы с речью. Поэтому, если у вашего малыша настолько выражены нарушения в развитии речи, что ему рекомендуется логопедическая группа, не стоит рисковать его будущим.

Моему старшему ребенку логопед помог за шесть занятий, так стоит ли идти в логопедическую группу?

Если нарушение речи выражается только в неправильном произношении звуков, то достаточно обратиться к логопеду поликлиники. Процесс коррекции речи при таком нарушении может занять от одного месяца до года – в зависимости от количества неправильно произносимых звуков и индивидуальных особенностей ребенка.
При общем недоразвитии речи (ОНР) нарушены не только звуки (иногда до 16 и более), нарушена слоговая структура слов: петерь – теперь, масалет – самолет, агат – виноград. Словарь бедный, происходят словесные замены: каска – шапка, донышко – подошва, гребень (у петуха) – шапка, пила – нож. Ребенок с трудом строит фразу, при этом часто с грамматическими ошибками. Коррекция подобных нарушений возможна только при ежедневном комплексном медико-педагогическом воздействии в условиях коррекционной группы и может занять до 2–3 лет и более.

Не помешает ли обучение в логопедической группе поступить в престижную школу?

Факт посещения ребенком логопедической группы не фиксируется в каком-либо документе, предъявляемом при поступлении в школу, и не является противопоказанием для обучения в массовой школе. Если ребенок преодолеет свои речевые проблемы к моменту поступления в школу и у него будут соответствующие способности, он может поступать в любое учебное заведение.

В чем плюсы и минусы посещения логопедической группы?

К плюсам можно отнести малую наполняемость группы – 10–12 человек. В таких условиях уменьшается риск инфекционных заболеваний, ребенок меньше утомляется в течение дня, а у воспитателей есть возможность уделить внимание каждому ребенку. С детьми работают опытные воспитатели исключительно с педагогическим образованием и окончившие специальные логопедические курсы, учитель-логопед с высшим дефектологическим образованием. С ребенком ежедневно проводятся коррекционно-развивающие занятия, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, дыхания. По уровню подготовки к школе выпускники логопедических групп зачастую обгоняют детей, посещавших массовые группы. Ребенок учится слушать педагога, у него формируются навыки учебной деятельности.
К минусам можно отнести несколько большую плату за посещение группы. Кроме того, родителям необходимо вместе с ребенком вести тетрадь, ежедневно выполнять задания логопеда.
 
Форум » Дошкольные учебные учреждения и их проблемы » Помощь логопеда » Необходимость обращения к логопеду (При каких условиях обращаться к специалисту-логопеду)
  • Страница 1 из 3
  • 1
  • 2
  • 3
  • »
Поиск:


Мариуполь © 2024
Кассай Людмила (097)954-14-22 kavarnos1@mail.ru
Сделать бесплатный сайт с uCoz